PsyhoWEB Занимательная психология


« Вопреки инстинкту | Разные формы бесстрашия » Чувство и поза


Про плохого актера говорят: одна поза и никакого чувства. Такой актер не умеет согласовывать слова роли со своей позой (пантомимикой), выражением лица (мимикой) и интонацией голоса.
Талантливые актрисы на сцене плачут настоящими слезами и глубоко переживают чувства своего героя. Известен случай, когда актер, игравший Отелло, задушил бы Дездемону, если бы не успели опустить занавес.
Знаменитый актер Александр Алексеевич Остужев, играя однажды в пьесе «Бархат и лохмотья», настолько вошел в роль и увлекся, что в сцене драки сломал руку Кузнецову. Наталья Александровна Луначарская-Розенель рассказывает в своих воспоминаниях об этом случае.
«Кузнецов ужасно возмущался:
— С ним страшно играть! Это какой-то взбесившийся зверь!.. Увечить партнера!.. Я откажусь от роли он на ближайшем спектакле убьет меня!
Остужев своим красивым, проникновенным голосом повторял:
— Извините, Степан Леонидович! Я очень сожалею Но что делать? Я люблю вас — Кузнецова, но я ненавижу Ваббе»
Связь мимики и жестов с чувствами не только биологически обусловлена , но и является результатом обычаев страны.
Девушка в волнении кивает головой. У русских немцев и французов это значит «Да!» А у болгар «Нет!» Человек грозит пальцем ребенку, запрещает что-то; русский будет двигать пальцем к себе и от себя, а немец — справа налево. Даже считая по пальцам, русский будет загибать их, а немец, сначала сжав кулак разгибать.
Зависимость чувств от мимики и пантомимики понимал еще Шекспир. Вот монолог из трагедии «Король Генрих V»:
Когда ж нагрянет ураган войны, Должны вы подражать повадке тигра: Кровь разожгите, напрягите мышцы, Свой нрав прикройте бешенства личиной! Глазам придайте разъяренный блеск Сцепите зубы и раздуйте ноздри; Дыханье придержите; словно лук, Дух напрягите. — Рыцари, вперед!
Связь переживания с его проявлениями столь велика, что американский и датский психологи Джемс и Ланге выдвинули в конце прошлого века теорию, суть которой сводится к парадоксу: мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.
Они говорили: сожмите кулаки, стисните зубы, наморщите лоб, вообще мимикой и пантомимикой изобразите гнев — и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице — и у вас через некоторое время действительно испортится настроение.
Хотя в целом теория Джемса и Ланге неверна, так как источник эмоций — это внешний мир, а не поза и мимика, но условнорефлекторная связь между позой и чувством, бесспорно, есть. Мне довелось принять участие в опытах, которые убедительно это показали.
Не говоря ни слова, рукам актрисы, глубоко спавшей в состоянии гипноза, придавалось какое-либо выразительное положение, при этом у нее сейчас же менялась вся поза и лицо, как показано на рисунках, принимало соответствующее выражение. После пробуждения актриса говорила, что ей снились сны, в которых она переживала соответствующие чувства.

Автор: Psyho | 12:50 | Эмоции | Ссылка
Интересно почитать:
  • Перевоплощение
  • Смешно
  • Радость победы
  • Что такое любовь?
  • РАЗНЫЕ НАСТРОЕНИЯ

  • Обсуждение закрыто.

    Страницы Метки Рубрики Popular:

    Copyright Занимательная психология