PsyhoWEB Занимательная психология


« Неопасно, а все же страшно | Потребность в труде » Напряженность бич обучения

Вася не умел плавать, Павлик начал его учить. И вот ловкий волейболист и велосипедист стал похож на деревянную марионетку. Не только в реке, но и на берегу, еще когда он только подходил к воде, движения его становились некоординированными, угловатыми. У Васи
стала появляться напряженность — этот бич освоения новых видов деятельности.
Напряженность — частое явление на первых этапах обучения. Она влечет за собой неуверенность у учеников рабочих, курсантов аэроклубов, начинающих шоферов, молодых педагогов, артистов и так далее. ,
«Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса является мышечная судорога и телесные зажимы Когда зажимы утверждаются в ногах, актер ходит как паралитик. Когда зажимы в руках, руки коченеют, превращаются в палки, ходят как шлагбаумы. Такие же зажимы со всеми их последствиями бывают в спинном хребте, в плечах Они в каждом случае по-своему уродуют артиста, мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажимы утверждаются на лице и искривляют его; парализуют или заставляют неметь мимику», — писал об этом состоянии у актера Константин Сергеевич Станиславский.
Вася сам очень хотел избавиться от напряженности, но она не проходила, а даже увеличивалась. Тогда я решил попытаться помочь ему советом, который может пригодиться и читателям.
— Все это, — твердо заявил я, — происходит у тебя от неуверенности в своих силах, от страха утонуть. Войди в воду по грудь. Задержи дыхание и попробуй, нырнув, достать со дна камешек.
Мальчик старательно начал нырять, но вода его выталкивала на поверхность. Он не на словах, а на деле убедился, что человек может держаться на воде и тонет обычно от страха, наглотавшись воды. Мальчик перестал бояться воды, поверил в свои силы, и напряженность прошла. Вскоре он научился хорошо плавать.
скучно
Мы опоздали на поезд, и до прихода следующего пришлось ждать три часа. С кем это не бывало и кто не знает, как это скучно! Вначале заскучали и мы, но скука быстро прошла, как только кто-то спросил: что же такое скука?
- Давайте наблюдать за нашими соседями по вокзалу, — предложил один из нас.
Все охотно согласились, и мы стали обмениваться мнениями.
Вон многодетная мамаша хлопочет с ребятами: одного пеленает, другому нос вытирает, следит тревожным взглядом еще за двумя, все время куда-то убегающими. Я не думаю, что ей скучно, хотя она ждет не дождется поезда. Старшим ее сыновьям-непоседам так интересен окружающий мир, что о скуке не может быть и речи.
В уголке примостилась девушка с книгой. То ли учебник у нее в руках, то ли роман — кто знает? — однако заметно, что читает весьма внимательно. Значит, ей тоже не скучно. Далеки от скуки и те два парня, играющие в карманные шахматы.
Мельком взглянем на юную пару, не сводящую друг с друга глаз: они бы хотели, чтобы до поезда, который их разлучит, была бы вечность. Какая уж тут скука!
А тому молодому человеку, что сидит с ничего не выражающим взглядом, уставившись в одну точку, бесспорно, скучно. Вот он встряхнулся и начал читать объявление с ценами билетов. Но вскоре опять уставился в одну точку и зевнул. Рядом с ним молодая женщина. Она рассеянно смотрит вокруг и не обращает никакого внимания на свою дочь, девочку лет шести-семи, а та все хнычет:
— Мам, скоро поезд? Ма-а-ам, по-е-езд ско-ро-о?
Им всем скучно.
Так что же это такое — скука?
Представим себе опять-таки, что мы обладаем возможностью наблюдать, что творится в мозгу этих людей. У тех, кому не скучно, мы увидели бы ярко горящие очаги возбуждения, определяющие их корковую нейродинамику. У матери и у ее предприимчивых ребят очаг возбуждения быстрее, чем у остальных, передвигался бы по коре, но у всех у них кора головного мозга была бы в активном состоянии.
У тех же, кому скучно, мы увидели бы растекающееся по коре темное пятно торможения. У хнычущей девочки был бы виден слабо светящийся очаг, слегка вспыхивающий, когда она тянет свой нудный вопрос.
Удобно устроившись, спит чутким старческим сном дедушка. Женщина в спецодежде, с утомленным лицом также клюет носом: ей, видимо, очень хочется спать, но она не может заснуть, так как сидит в неудобной позе. Состояние их корковой нейродинамики подобно описанной выше. А между тем ведь им не скучно, им просто хочется спать. И каждому из нас, когда мы вечером засыпаем, тоже не скучно.
Чувство скуки переживается тогда, когда в отдохнувшую кору головного мозга не поступают раздражения из внешнего мира, но при этом в коре есть очаг, определяющий ожидание чего-либо. Именно он и отличает корковую нейродинамику скучающего от того, кто просто хочет спать. Скука в какой-то степени родственна ожиданию. Она всегда связана с желанием изменить условия и получить возможность активной деятельности. Поэтому у тяжелобольных скуки обычно не бывает, а для выздоравливающих это состояние очень характерно.
Чем богаче внутренний мир человека, тем менее свойственно ему чувство скуки, так как такому человеку легче заполнить какой-либо работой период вынужденного безделья. В истории человечества этот закон проверен на узниках. А сейчас это экспериментально проверяется при отборе и тренировке космонавтов, которых на длительный срок помещают в специальные камеры, полностью изолированные от внешнего мира.

Автор: Psyho | 10:52 | Эмоции | Ссылка
Интересно почитать:
  • РАЗНЫЕ НАСТРОЕНИЯ
  • Есть упоение в бою
  • Радость победы
  • Поэт
  • Непосредственно и опосредовано

  • Обсуждение закрыто.

    Страницы Метки Рубрики Popular:

    Copyright Занимательная психология