PsyhoWEB Занимательная психология « Осы - хирурги | Слепой инстинкт » Психология — наука о том, чего нет?

Однажды кто-то из друзей спросил меня: — Что означает понятие «психология» и когда оно появилось?
Я объяснил, что термин «психология» происходит от греческих слов «псюше» — душа и «логос» — слово, наука; психология — наука о душе. В научной литературе термин этот встречался еще в X веке (наряду с более часто употреблявшимся термином «пнеуматология»), а официально введен в употребление немецким философом Христианом Вольфом сравнительно недавно, во второй половине XVIII столетия, когда психология была выделена в самостоятельную область знаний.
Попытки же познать психику человека относятся еще к незапамятным временам. Первое систематическое изложение психологических фактов дал Аристотель (384—322 годы до нашей эры), обобщивший уже накопленный тогда опыт познания душевной жизни людей. Свой трактат он так и назвал: «О душе». Значительно позднее римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален, живший примерно в 130—200 годах нашей эры, пытался доказать опытами на животных, что мозг является органом ощущений и мышления. Носителем душевных процессов Гален считал психическую пневму («пневма» по-гречески — дух), думая, что она циркулирует по нервам, которые и переносят ощущения от органов чувств к мозгу, а уже от него идут «приказы» двигательным органам.
— Но ведь известно, что души ни у человека, ни у животного нет. Как же может быть наука о том, чего нет?! — удивился мой собеседник.
Пришлось согласиться, что науки о том, чего нет, действительно быть не может. Но ведь названия наук складывались исторически; содержание их беспрерывно меняется, а давать каждый раз новые названия нет смысла. Тогда пришлось бы переименовать многие науки. Содержание физики — только часть всего природоведения, хотя название это происходит от слова «фюзис», что по-гречески значит природа. Геометрия, напротив, давно уже вышла за рамки землемерия.
Конечно, души — в идеалистическом и религиозном ее понимании — нет. Однако душевные, или, правильнее, психические, процессы, такие, как сознание, ощущение, восприятие, представление, мышление, эмоции, воля, существуют. Ведь и Аристотель в своем трактате больше описывал реальные психические явления, а не абстрактную душу, о которой потоп стало говорить христианство, немало исказив взгляды Аристотеля.
Идеалисты пытались и пытаются истолковать психику как проявления некоего первичного и не зависящего от материи духовного начала. Диалектический же материализм утверждает, что психика вторична, так как происхождением своим обязана материи; а первичны бытие, материя, природа.
История психологии — это история борьбы и победы материализма над идеализмом. Каковы бы ни были в деталях взгляды на мир, в конечном счете все они могут быть разделены на две группы. Если человек полагает, что окружающий его мир существует только в его сознании, он идеалист. Если человек считает, что мир, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания, он материалист. Коротко говори, для материалиста первично бытие, для идеалиста — сознание.
Ошибок в понимании психических явлений было довольно много. Так, Спиноза, голландский философ, атеист и материалист (1632—1677), считал мышление извечным свойством всей материи. С середины прошлого века широкое распространение получил психофизический параллелизм, согласно которому психические и физиологические явления протекают самостоятельно, параллельно друг другу. С начала нашего века в американской психологии распространился бихевиоризм (от английского «бихевиор» — поведение) — реакционное направление, отрицающее сознание и сознательную деятельность человека и сводящее психологию лишь к изучению поведения как результата ответных реакций организма на раздражения. Человек уподобляется автомату, что вполне устраивает классовые интересы буржуазии. Некоторые ученые, представители так называемой функциональной психологии, полагали, что психика расчленяется на отдельные самостоятельные функции; другие (гештальт-психологи) считали, что всякий психический процесс является нерасчлененным целым.
Психология в ее современном материалистическом понимании — это наука, изучающая психику, то есть свойство мозга отражать объективную действительность.
Все психические явления, изучаемые психологией, могут быть разделены на три группы:
психические процессы (например: каждый чело-пек может рассердиться или проявить невнимательность) ;
психические состояния (например: под влиянием переутомления человек на долгое время может стать раздражительным или невнимательным, а отдохнет — и эти состояния пройдут);
свойства личности (например: та же раздражительность или невнимательность может стать чертой характера, и тогда отдых не поможет — придется перевоспитывать характер).
Из очень многих практических задач психологии наиболее важны две: помогать всестороннему расцвету личности человека и облегчать его труд.
Но есть и другой смысл этого слова. Ленин говорил о «крестьянской психологии», о «психологии рабочего»: В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой на XXII съезде в 1961 году, сказано о значении борьбы с «частнособственнической психологией». В этом смысле под психологией понимают определенный склад психики (мышления, интересов и т. д.), свойственный тому или иному человеку или определенной общественной группе людей.
Я закончил эту беседу словами видного советского психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Психология, которая является чем-то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы живой человек отдавал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных «функций» самих по себе; она должна, проходя через изучение функций, процессов и так далее, в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни живых людей».

Автор: Psyho | 17:39 | Сознание | Ссылка
Интересно почитать:
  • МАТЕРИАЛЬНА ЛИ МЫСЛЬ?
  • Есть ли сознание у Тузика?
  • Субъективный мир животного
  • Перевоплощение
  • Я, время и сознание

  • Обсуждение закрыто.

    Страницы Метки Рубрики Popular:

    Copyright Занимательная психология