PsyhoWEB Занимательная психология


« Накопление и производство | Цыпленок в беде » Субъективный мир животного

Моему собеседнику теперь захотелось, так сказать, влезть в душу Тузика. Еще бы! Ведь очень любопытно стать, как в сказке, ненадолго собакой, муравьем, ласточкой, чтобы потом, опять превратившись в человека, помнить все, что воспринимал, думал и чувствовал, будучи животным. И мне был задан вопрос:
— Каков субъективный мир животного?
На это я ответил словами трех великих людей:
— «Разумеется, мы никогда не узнаем того, в каком виде воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь», — сказал Фридрих Энгельс.
«Мы не в состоянии судить, что происходит в уме животного», — сказал Чарлз Дарвин.
«Мы ничего достоверно не можем знать о внутреннем мире животных», — сказал Иван Петрович Павлов.
Однако огорчаться не следует. Сила человеческого сознания позволяет познавать опосредственно, с помощью мышления, те явления, которые не могут быть познаны непосредственно, с помощью ощущения. Психология, как мы говорили, изучает различные стороны и проявления сознания человека: восприятие, внимание, мышление, память, чувства, волю. Наука эта уже сейчас в состоянии в известной мере приоткрыть завесу, за которой пока скрывается внутренний мир животного. А то, чего пытливое человеческое сознание еще не познало, оно непременно познает в будущем. Во всяком случае, можно надеяться, что когда-нибудь человек все же научится смотреть на мир глазами змеи и чувствовать его, как голубь. Он настроит на мозг собаки некоего рода приемник, подключит его к передатчику, настроенному на свой мозг, и как бы станет Тузиком. Но вот нажимать кнопки на аппарате, чтобы стать снова человеком, придется уже кому-нибудь другому. Тузик-то ведь не будет знать, что он может стать человеком.
В вероятности этого можно усомниться. Однако известны слова И. П. Павлова: «При страшной сложности работы больших полушарий, по-видимому, имеется такой принцип: все то, что было образовано, не переделывается, но остается в том же виде, а новое лишь наслаивается». Это и определяет принципиальную возможность описанной мною фантазии.
Человек не помнит всех своих детских чувств и восприятий. Но и на современном уровне науки, например с помощью гипрорепродукции, о которой я расскажу дальше, его можно заставить многое вспомнить. Никто не станет отрицать, что когда-нибудь человечество научится восстанавливать в памяти значительно точнее все то, что забыто.
Значит, если суметь человеческий мозг на какое-то время (скажем, по резонансу) сделать мозгом собаки, то принципиально возможно будет потом восстановить
следы происшедшего в этом мозгу, то есть заставить мозг, ставший опять человеческим, вспомнить, что было в его «собачий» (так же, как в детский) период.
Дарвин и Павлов не случайно писали: «не в состоянии судить», «достоверно не может знать» в настоящем, а не в будущем времени. Но прав и Энгельс, говоривший в будущем времени. Мозг человека не так уж далек от мозга собаки. Но у человека и муравья общими предками были очень простые многоклеточные животные с простейшей нервной системой. У человека и муравья она устроена столь различно, что нет никаких оснований предполагать, будто на мозге человека удастся моделировать работу глоточного кольца муравьев, заменяющего им мозг.

Автор: Psyho | 18:29 | Сознание | Ссылка
Интересно почитать:
  • Потеряла сознание
  • Что рассказал воскресший
  • РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • РЕФЛЕКС-ОТРАЖЕНИЕ
  • Я, время и сознание

  • Обсуждение закрыто.

    Страницы Метки Рубрики Popular:

    Copyright Занимательная психология